Методика обучения архитектуре в МАРХИ

24-28 октября в Доме на Брестской прошел I Международный фестиваль «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей», на котором в ходе семинара мы с коллегой Дьячихиной Лидией Владимировной рассказывали о нашей методике преподавания архитектурного проектирования на вечернем факультете МАРХИ.

111

Слева направо: Жук Петр Михайлович (Декан вечернего факультета МАРХИ), Дьячихина Лидия Владимировна и Панченко Татьяна Михайловна

Фестиваль посетили студенты и абитуриенты профильных вузов.

222

Выступление профессора МАРХИ Кожевникова Александра Михайловича

Главной своей целью мы считаем обучить будущих архитекторов не только грамотному проектированию, дать необходимую базу знаний, но и научить думать и решать поставленные задачи самостоятельно! Что нужно сделать чтобы заразить человека неизлечимой болезнью под названием «Архитектура»? — В первую очередь — заинтересовать его! Архитектура предоставляет бесконечные возможности для решения не только пространственных, но и социальных задач. Для своей группы мы готовим актуальные задания на проектирование, обусловленные современными потребностями города. Например в прошлом году мы провели совместный проект «Общеобразовательная школа на 22 класса» совместно с Департаментом образования. Было проведено совещание с дирекцией и проектной группой Департамента, где студенты озвучили свои вопросы. Помимо защиты в институте ребята привезли и выступили со своими проектами в Департаменте. Такой метод позволяет студенту более полно погрузиться в тему проекта.

img-20161027-wa0011

презентация «Методики преподавания на вечернем факультете МАРХИ»

Свои занятия мы делаем динамичными и интересными.  Для этого мы ставим перед студентами различные задачи, которые усложняем с переходом на следующий курс. Доклады, презентации, дискуссии и даже просмотр фильмов по архитектуре и конструкциям — лишь малая часть того что происходит на занятиях. Для начала каждый студент в течении семестра делает доклад по современной архитектуре, выбирая то что ему нравится из последних опубликованных проектов. Тем самым расширяется кругозор у всей группы обучающихся. Часто мы выходим за рамки задания, которое выдает Кафедра — например при выполнении курсового проекта «Клуб» студенты делают его в стиле знаменитого архитектора (Марио Ботта, Тадао Андо и др.).

Мы проводим так называемый «АРХ-Баттл» — это  дебаты или битва между двумя студентами об одной из современных построек, при этом один человек хвалит проект, а другой выявляет его недостатки. Студенты готовят графическую часть и учатся вести беседу с оппонентом, парировать и реагировать на комментарии коллег.  Аудитория поддерживает и активно «болеет» за своего любимого кандидата, допускается также помощь зала. По результатам дебатов коллектив выбирает победителя. Обычно такие дискуссии проходят очень весело :)

img_20160324_212507

Коллективный «мозговой штурм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На градостроительном проекте «Жилой район» мы объединяем студентов в команды, тем самым развивая в них навык работы в коллективе. После совместной работы улучшаются навыки коммуникации, студенты учатся сообща находить решения поставленных задач. Большая часть работы над проектом проходит  в аудитории.

imag5452

Первые прикидки будущего района с использованием Lego Architecture

img_20151210_214915

Финальный градостроительный макет

 

Каждый курсовой проект студенты защищают перед комиссией из приглашенных практикующих архитекторов.  Не секрет что в домашней обстановке, которая царит в аудитории, студент и преподаватель за длительное время обучения привыкают друг к другу и не смотря на то, что студенты часто рассказывают о своем проекте одногруппникам и преподавателю, при появлении постороннего человека часто теряются, в итоге впечатление от хорошего проекта может сильно испортиться. Поэтому на финальную защиту мы всегда приглашаем разных архитекторов, чтобы услышать как можно больше различных мнений.  В процессе защиты ребята учатся отвечать на вопросы о своем проекте, выражают собственное мнение и «выкручиваются» из неожиданных ситуаций. В итоге к защите диплома убирается страх выступления перед аудиторией, который обычно возникает у студента, выступающего первый раз.

img_20160602_202304

Силаева Валерия

 

 

Во время обучения даже случаются изобретения! Блестящее решение поставленной задачи, когда отсутствуют деньги на дорогостоящее оборудование.

 

img_20161003_192224

Изобретение новой конструкции «Струны» резки пенопласта для макетов. Работает на батарейках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ни один проект не стоит в бескрайнем поле или в пустыне, поэтому большое внимание мы уделяем анализу окружающей территории, на которой расположен проект. К защите каждого проекта студент вставляет в проект определенный раздел или готовит отдельный подрамник с анализом окружающей застройки, исторической справкой, развертками улиц, картами с основными значимыми объектами, транспортную схему и схему озеленения, а также другие необходимые в рамках проекта материалы.

img_20161010_193420

Ландшафтно-визуальный анализ территории у метро Таганская

1-1

Градостроительный коллективный анализ Карантинной бухты в г. Севастополь.

 

Чтобы студенты увидели в реальности то что они проектируют, мы водим их на экскурсии по зданиям, соответствующим тематике курсового задания. Например на проекте «Театр» мы посетили Электротеатр «Станиславский»  Ребят провели по техническим зонам, залу, кулуарам и артистическим, рассказали об особенностях жизни театра. После того как ребята прошли по всем помещениям, им стало более понятно то, что они чертят в своих проектах.

 

 

img_20161015_121003

Фойе Электротеатра

 

img_20161015_115706

Гримерная

 

В заключении хочется сказать что отношения студент-преподаватель это дорога с двусторонним движением, и если студент сам не захочет научиться, то никакой, даже самый блестящий мастер не сможет передать ему свои знания. Со своей стороны мы поддерживаем и направляем развитие молодых и талантливых ребят, пытаемся в первую очередь развить в них ответственность за то что они проектируют. МАРХИ занимает в моей жизни особое место, а студенты не перестают удивлять неожиданными идеями и радовать успехами. С каждым годом становится все интереснее, мир меняется и мы вместе с ним….

 



Обсуждение закрыто.