«Энергия Мечты» как это было…. от проекта до реализации
В конце лета наша команда начала работу над уникальным проектом выставки «Энергия мечты» для Государственного исторического музея совместно с архитектором В.И. Плоткиным.
Новое для нас направление направление, уникальный контент 70% которого до сих пор не экспонировалось, интерьеры Исторического музея в пространство залов которого потребовалось вписать более 1000 экспонатов революционной тематики и фактически нам предстояло объединить концепцией под одной крышей 10 выставок различной тематики. Были здесь и «великие потрясения»,»противостояние красных и белых», «поход за культурой», «проекты грядущего счастья», «театр и кино» и многие другие.
Начали с проекта — идеи, было предложено около девяти вариантов концепции, в итоге была выбрана одна, в основу которой легла идея что Энергия – это основа человеческой жизни, дающая толчок для развития и достижения новых целей. Все пространство обеих зон пронизывают красные «линии Энергии», расположенные на полу и переходящие на стены. Они символизируют «Энергию», которая прошла и затронула все стороны жизни и быта людей в описываемый период, что позволяет зрителю взглянуть на политические, экономические, социальные и культурные последствия революционных событий с разных точек зрения.
Выставочные стенды расположены таким образом, что можно наблюдать проход «линии Энергии» из одного зала в другой, таким образом она является связующим стилевым элементом, который объединяет общую тематику экспозиции и архитектурную концепцию.
Т.к. по времени проектирования мы были сильно ограничены — осознанно решили сосредоточиться не на фотореалистичных визуализациях, а на логичном расположении контента
Один из сложных моментов заключался в том, что выставка располагалась в двух зонах и нужно было правильно организовать направление движения посетителей. Для этого мы сделали 2 стеллы-информационные стойки и задали направление движения с помощью полос Oracal, наклеенных на пол и образующих «двойную сплошную» линию между ними перед парадной лестницей на второй этаж.
Подобный ход дал возможность правильно направить потоки посетителей, не перекрывая возможности посещения 2-го этажа. Реализация выглядела так:
Несколько визуализаций интерьеров в проекте:
После утверждения и публичной защиты проекта перед сотрудниками музея начался непростой процесс монтажа экспозиции. После демонтажа предыдущей экспозиции остались голые стены с совершенно неподходящей нам цветовой гаммой
Пришлось все перекрасить и демонтировать декоративные классические элементы и искусственные скругления стен
Одним из главных акцентов экспозиции была картина П.П. Сколова-Скаля «Штурм Кремля» . Многие знают известную картину этого художника «Штурм Зимнего дворца», но «Штурм Кремля лежала в запасниках, на валу около 50 лет и до настоящего момента никогда не экспонировалась. Первая раскатка состоялась в зале Исторического музея.
Масштабы потрясают…. 8х4 метра!
Несколько дней дали картине отлежаться на горизонтальной поверхности
И вот символ эпохи занял свое место
А тем временем продолжался монтаж новых перегородок, окраска и шпатлевка стен и другие монтажные работы, выполненные профессионалами своего дела ООО МСК
После окончания строительных работ начался непосредственно монтаж и расстановка эскпозиции
Картин и фотографий с помощью лазерного уровня
Небольшие плоскостные экспонаты крепились в прозрачные двойные стеклопакеты. В проекте предполагалось что цвет стен послужит фоном для уникальных изображений, усиливая акцент на контенте и сознательно было решено отказаться там где это было возможно от рамок и паспарту.
Непростой процесс распаковывания и монтажа привезенной картины театрального живописца К.Ф. Юона «Армейский театр», особенностью которой является интересный ракурс, выбранный не со стороны зрителя, а со стороны портала сцены
Уникальный шанс прикоснуться к вещам которым около 100 лет — непередаваемое ощущение! В нашу задачу выходило также расположение экспонатов в витринах
Отдельного внимания заслуживает фарфор. Хранители очень трепетно относятся к монтажу и это не удивительно — ведь сохранность потрясающая! В начальном этапе в фондохранилище была определена предварительная композиция экспонирования.
в витрине после монтажа
анти-алкогольная чашка )))
Не могу не поделиться одним из моих любимых экспонатов этого раздела:
Сервиз конструктивизма
в витрине, фоном которой служит восстановленная из маленького кусочка текстура образца советских тканей
Большое внимание было уделено вовлечению посетителя в тематику выставки, так авторами были задуманы очень интересные разделы, например «письма деятелей культуры во власть» и «протоколы допросов», которые можно было присесть и полистать
настольная игра «новые правила гигиены»
Нас потрясло количество уникальных экспонатов, которое иногда вызывало недоумение у современного человека…
… кстати, девушку оправдали….
плакат о том как можно заразиться сифилисом разделе «гигиена»
И конечно, самый любимый архитекторами раздел «проекты грядущего счастья» — увидеть полет мечты коллег, их идеи, мысли, которые так и не нашли воплощение, благодаря музею им. Щусева можно увидеть на выставке. То самое, непередаваемое чувство трепета, когда прикасаешься к оригиналам проектов братьев Весняных, Иофана, Щуко и многих других….
При монтаже картин одновременно проводилась реставрация рам
Невозможно в рамках одного поста поведать обо всех уникальных особенностях этой выставки — ее нужно увидеть!
Мы сердечно благодарны автору выставки Колосковой Татьяне Григорьевне и ее команде Гранкиной О.В., Захаровой Е.В, Киташовой О.В, Лушиной Л.С за то доверие, которое нам оказали при работе над выставкой, а также существенном пополнении наших знаний в области историии;
Директору Государственного исторического музея Левыкину Алексею Константиновичу и руководителю проекта — Игумновой Тамаре Григорьевне за возможность творить в столь значимом месте;
Отделу экспозиционных и мультимедийных проектов Татьяне Затейкиной и ее команде, за реализацию всех видео и фото-презентаций.
ООО «МСК всегда на высоте», АО «Республиканский музейный центр ГИМ» и ООО «Борей» за профессионализм и качество в ходе монтажных работ.
Всем хранителям, реставраторам и сотрудникам ГИМ, благодаря которым состоялось это эпохальное событие.
Фотографии открытия выставки можно посмотреть здесь: